8. Математические и статистические системы
К ним, в частности, относятся отечественные пакеты «Эвриста», «Мезозавр», «ОЛИМП», «КЛАСС-МАСТЕР», «КВАЗАР», PALMODA, STARC, Stat-Media и белорусский пакет «РОСТАН».
Универсальные пакеты содержат такие разделы математической статистики, как описательная статистика, парные критерии, анализ факторных эффектов, корреляционный анализ, регрессионный анализ, анализ временных рядов, многомерные методы, методы контроля качества и др.
Парные критерии оценивают различия между двумя совокупностями данных. Типичная задача в этом разделе – определение влияния нововведения, сделанного на предприятии, на результаты работы.
Еще одна важная задача, которую позволяют решать универсальные пакеты, – это прогнозирование, например, курса валют. Все пакеты содержат развитые средства регрессионного анализа.
Многомерные методы – дискриминантный, кластерный, факторный анализы и шкалирование – помогают понять, нет ли какой-либо закономерности или группировки в имеющемся множестве объектов. Многомерные методы позволяют по экономическим показателям образовать группы сходных предприятий.
Универсальный пакет STATISTICA состоит из следующих основных частей:
• - электронных таблиц для ввода исходных данных, а также специальных таблиц для вывода результатов анализа;
• - графической системы для визуализации исходных данных и результатов статистического анализа;
• - набора специализированных статистических модулей;
• - встроенных языков программирования SCL (Statistic Command Language) и STATISTICA BASIC, которые позволяют пользователю расширить стандартные возможности системы
В пакете STATISTICA имеется большое количество специализированных статистических графиков: гистограмм, графиков для анализа пропущенных данных и определения выбросов, «ящиков с усами» с разнообразными опциями по выбору средней точки и т. д.
График типа «ящик с усами» позволяет увидеть положение моды, медианы, среднего значения по отношению к максимальному и минимальному значениям.
Графики можно уменьшать, увеличивать, накладывать друг на друга, вращать, определять собственную палитру цветов, добавлять в график текст, рисунки, стрелки.