6. Прикладное ПО
Процедуру вхождения в виртуальный мир часто называют погружением. Конечно, это не следует понимать буквально, как это показано на рисунке слева.
Для взаимодействия с виртуальной реальностью применяются специальные устройства ввода-вывода: шлемы-дисплеи, информационные перчатки и информационный костюм.
Рука пользователя, одетая в информационную перчатку, может быть спроецирована (перенесена, погружена) в трехмерную компьютерную среду. Манипулируя информационной перчаткой, пользователь в состоянии взаимодействовать с виртуальным миром, управляя объектами.
На следующем рисунке показана конструкция информационной перчатки.
Рассматриваемая информационная технология позволяет ощутить форму предмета, например сферичность шара. Этот эффект достигается тем, что в информационную перчатку вмонтированы устройства тактильной обратной связи, В нужный момент времени эти устройства надавливают на конники пальцев, создавая, эффект, иллюзии касания, виртуального объекта, позволяют ощутить «тяжесть» объекта.
Перчатка может оценивать положение и изгиб каждого пальца.
Это обеспечивается использованием оптико-волоконных нитей, фиксирующих количество света, проходящего через каждую нить.
Контакт пользователя с системой может осуществляться голосом, при этом управляющие команды вводятся в ЭВМ с помощью микрофона.
Специальное устройство джойстринг обеспечивает эффект обратной силовой связи. При управлении с помощью джойстринга виртуальным автомобилем, который делает крутой поворот на большой скорости, возникает ощущение вырывающегося из рук руля.
Конструкция шлема отслеживает движение головы, и синхронно с наклоном и поворотом головы меняется картина обзора. Встроенная в шлем система датчиков фиксирует движения головы и передает данные на компьютер, который постоянно заново пересчитывает перспективу при малейшем движении испытуемого в виртуальном мире.
Для описания виртуальной реальности создан специальный язык – VRML (Virtual Reality Modelling Language), на базе которого различные фирмы создают программные средства.