2. Направления обеспечения безопасности
В литературе приводится такая структура правовых актов, ориентированных на правовую защиту информации [4].
Первый блок – конституционное законодательство. Нормы, касающиеся вопросов информатизации и защиты информации, входят в него как составные элементы.
Второй блок – общие законы, кодексы (о собственности, о недрах, о земле, о правах граждан, о гражданстве, о налогах, об антимонопольной деятельности и др.), которые включают нормы по вопросам информатизации и информационной безопасности.
Третий блок – законы об организации управления, касающиеся отдельных структур хозяйства, экономики, системы государственных органов и определяющие их статус. Они включают отдельные нормы по вопросам защиты информации. Наряду с общими вопросами информационного обеспечения и защиты информации конкретного органа эти нормы должны устанавливать его обязанности по формированию, актуализации и безопасности информации, представляющей общегосударственный интерес.
Четвертый блок – специальные законы, полностью относящиеся к конкретным сферам отношений, отраслям хозяйства, процессам. В их число входит и Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» и др. Именно состав и содержание этого блока законов и создает специальное законодательство как основу правового обеспечения информационной безопасности.
Пятый блок – законодательство субъектов Российской федерации, касающееся защиты информации.
Шестой блок – подзаконные нормативные акты по защите информации.
Седьмой блок – это правоохранительное законодательство России, содержащее нормы об ответственности за правонарушения в сфере информатизации.
Специальное законодательство в области безопасности информационной деятельности может быть представлено совокупностью законов. В их составе особое место принадлежит базовому Закону «Об информации, информатизации и защите информации», который закладывает основы правового определения всех важнейших компонентов информационной деятельности:
• - информации и информационных систем;
• - субъектов – участников информационных процессов;
• - правоотношений производителей – потребителей информационной продукции;
• - владельцев (обладателей, источников) информации – обработчиков и потребителей на основе отношений собственности при обеспечении гарантий интересов граждан и государства.