3. Способы защиты информации
10. При бесконтрольном хранении и уничтожении документов.
11. При бесконтрольном приеме поступающей документации.
Известны формальные и неформальные каналы распространения информации (рис. 36).
Это лишь беглое ознакомление с возможными направлениями, условиями и действиями, приводящими к разглашению конфиденциальной информации. В жизни таких условий и направлений значительно больше и рассматривать их необходимо на конкретных объектах.
В основу защиты информации от разглашения целесообразно положить:
1. Принцип максимального ограничения числа лиц, допущенных к работе с конфиденциальной информацией, так как степень ее сохранности находится в прямой зависимости от числа допущенных к ней лиц.
2. Принцип персональной ответственности за сохранность информации предполагает разработку мер, побуждающих сотрудников хранить секреты не только из-за боязни последствий за вольное или невольное раскрытие, но и обеспечивающих заинтересованность каждого конкретного работника в сохранении тайны.
Отсюда одним из направлений работы является работа с кадрами, воспитательно-профилактическая деятельность, которая включает в себя совокупность методов воздействия на сознание, чувство, волю и характер сотрудников в интересах формирования у них умения хранить тайну и строго соблюдать установленные правила работы с закрытой информацией. Главные направления этой деятельности:
• - привитие навыков предупреждения разглашения конфиденциальной информации;
• - повышение ответственности за сохранение секретов;
• - создание обстановки нетерпимости к фактам нарушения установленного порядка обеспечения информационной безопасности;
• - строгий контроль за всеми видами переговоров со сторонними организациями и их представителями;
• - контроль публикаций, выступлений, интервью и других форм общения по вопросам деятельности предприятия;
• - контроль разговоров в служебных помещениях и телефонных переговоров сотрудников на служебные темы;
• - изучение действий и поведения сотрудников во внеслужебное время, мест их пребывания, наклонностей, увлечений, пагубных привычек, трудового удовлетворения и др.
Естественно, что все эти действия должны проводиться в строгом соответствии с законодательными актами, с точным соблюдением прав и обязанностей сотрудников предприятия, без какого-либо вмешательства в личную жизнь.